пятница, 2 декабря 2011 г.

«Лиза»: первое знакомство

     В недавних публикациях я рассказал о своём заочном знакомстве с «Лизой». Настало время для личной встречи, которая и была осуществлена путём запуска системы с образа «live-cd».

     На мой субъективный взгляд, очень большой ошибкой разработчиков обновлённой «Linux Mint» является отсутствие на данный момент на официальном сайте руководства пользователя 12-й версии — её до сих пор нет ни на одном языке! И это при том, что данный выпуск, в чём я уже лично убедился, существенно отличается от предыдущего, имеет ряд нововведений и вещей, которые требуют подробных объяснений. А без этого документа, чтобы разобраться в новой системе, необходимо потратить немало времени на поиск информации в сети, и не факт, что сразу всё станет понятно.

     Предыдущие две публикации были полностью посвящены информации о новом выпуске «LM», которую разработчики сочли нужным представить на официальном сайте «Linux Mint», в официальном блоге, а также в специально написанной Клементом Лефевром статье. Однако ни один из этих источников ни мало не помог мне при «живом» знакомстве с системой в виде записанного на болванку и запущенного на ноутбуке «live-cd».

     После запуска «живого» диска мне пришлось ориентироваться буквально на ощупь. Конечно, таким способом мне всё равно удалось составить некоторое представление о новом рабочем окружении. Однако новое не должно одним махом перечёркивать всё то хорошее, к чему пользователь уже привык относиться как к чему-то само собой разумеющемуся. Например, щёлкнув по привычке правой кнопкой мыши по нижней панели, я так и не дождался лицезрения обычно раскрывающегося после этого действия контекстного меню. А мне всего лишь хотелось посмотреть список так называемых «аддонов» или маленьких приложений для панели, чтобы узнать, не появились ли новые. К примеру, я давно привык созерцать на нижней панели скорость моего интернет-соединения, иметь возможность одним щелчком мышки изменять частоту процессора, наблюдать за температурой его ядра и следить за нагревом жёсткого диска. Получается, что теперь я всего этого лишён? Ответа на этот важный для меня вопрос  я пока не знаю.

     Настойчивые попытки щёлкнуть правой кнопкой мыши по верхней панели для вызова того же контекстного меню также ни к чему не привели. Мне так и не удалось определить методом тыка (а другого выбора у меня не было), скажем, могу ли я опустить верхнюю панель вниз или хотя бы поменять её местами с нижней. Нет этой информации и в упомянутых источниках. А как  насчёт регулировки высоты панели и других её настроек? Где они? Их нет? Или может быть, надо знать какое-то волшебное слово, чтобы они стали доступны? Неизвестно.

     В меню, которое — к счастью — таки удалось запустить из нижнего левого угла, я не обнаружил привычного пункта «Центр управления», правда, покопавшись немного, всё-таки обнаружил его в другом месте (если честно, даже не запомнил, где и как), однако не нашёл некоторых присутствовавших там ранее настроек, например, того же привычного уже «Compiz». Что с ним случилось? Он теперь отключён? Неизвестно. Возможно, кто-нибудь из профи посчитает эти вопросы пустяковыми или наивными, но ведь «Linux Mint» всегда считалась системой для народа. Или мне так только казалось?

     Не желая больше блуждать впотьмах, я решил больше не тратить времени понапрасну и выйти из «живого» режима, вернувшись к привычному мне «Linux Mint 11». Но не тут-то было! Нажав по привычке пункт «Меню» в левом нижнем углу, я на некоторое время остолбенел, а в голове автоматически всплыл известный вопрос гангстера из «Приключений Электроника»: «А где же кнопка?». Надеюсь, Вы поняли, что речь идёт о кнопке «Выйти». Её тут не было! Признаюсь, нашёл я её далеко не сразу, чему безусловно способствовал и кромешно чёрный фон выпадающих меню. Как оказалось, заветную кнопку переместили в правый верхний угол, спрятав в дебрях настроек, насколько я определил, управления пользовательским профилем. К счастью, выход из системы никаких неожиданностей не принёс, и я благополучно перезагрузился в «Linux Mint 11», в котором и пишу в данный момент эти строки.

     Что тут можно ещё добавить? Система наверное очень хорошая — мне, к сожалению, об этом пока практически ничего не известно. И вряд ли станет известно, если на официальном сайте «Linux Mint» не появится наконец руководство пользователя, которое не является роскошью, а средством уверенного передвижения по просторам обновлённой системы. Вынужден констатировать, что именно по этой причине новая система «Linux Mint 12» на данный момент попросту недоступна довольно внушительному количеству пользователей. 

     Однако ещё не всё потеряно — осталась ещё возможность испытать систему в режиме «live-DVD», то есть полной версии «Лизы». Может быть, описанные недоразумения были связанны именно с тем, что я испытывал «урезанную» версию обновлённого «Минта»? Что ж, есть только один способ это проверить...

     Как Вы, вероятно, уже догадались, следующая публикация будет посвящена моим впечатлениям после знакомства с полной (DVD) версией «Linux Mint 12». С картинками и комментариями. Возможно, мне всё-таки удастся разобраться в системе, не прибегая к отсутствующему на данный момент новому руководству пользователя, быть может, повезёт найти какую-нибудь полезную информацию на форумах сообщества — тогда я, по уже сложившейся традиции, непременно поделюсь результатами своих исследований с уважаемыми читателями этого журнала.

Ещё по теме:  
В преддверии нового 2012 года вышел 12-й выпуск «Linux Mint»
«Linux Mint 12»: советы и рекомендации от Клемента Лефевра
Клемент Лефевр — об улучшении стабильности и будущей судьбе «MATÉ»
Через тернии — к «Лизе»
«MATÉ» «GNOME 3» KDE сидели на трубе...
«MATÉ»: обзор нового рабочего окружения для ценителей традиций и комфорта 

Комментариев нет: