пятница, 11 марта 2011 г.

Исследование «Canonical»: первое «столкновение» с «Ubuntu»

     Летом прошлого года компания «Canonical» обнародовала результаты исследования, которое было посвящено изучению реакции новичков на операционную систему «Ubuntu». Честно говоря, меня выводы исследователей не сильно удивили, поскольку кое в чём соответствовали  и моей реакции на некоторые вещи в начале знакомства с «Linux». Расскажу кое-что о своих впечатлениях и размышлениях на эту тему...
     Прежде чем начать попунктное изложение потенциальных «факторов отпугивания» новичков, автор обзора Шарлин Пуарье решила порадовать читателей чем-то приятным, и сразу же сообщила о том, что общие впечатления новичков от «Ubuntu» — хорошие.
     Первым «фактором отпугивания», как ни странно, был отмечен один из программных пакетов для «Linux», а не «Ubuntu» как таковая. Оказывается, очень многие решившие поближе познакомиться с  «Линуксом» сильно озадачиваются вопросом, как же они теперь будут жить без «Microsoft Office». Должен Вам признаться, что до определённого момента эта мысль преследовала и меня. До тех пор, пока я не решился-таки установить и запустить «OpenOffice» (на данный момент самым серьёзным конкурентом «Microsoft Office», по моему убеждению, является пришедший ему на замену «Libre Office»). Я немного «погулял» по пунктам меню, поднастроил кое-что, а затем попробовал поработать в приложениях «Writer» и «Calc» — аналогах«Word» и «Excel». И знаете, что я сказал сам себе после этого? Буквально следующее: «Зачем платить за то, что я могу иметь совершенно бесплатно?». Интерфейс «Libre Office», на мой взгляд, намного приятнее и удобнее платного офисного аналога, работать очень комфортно, я не чувствую, что мне чего-то недостаёт. Правда, некоторые пункты меню расположены в непривычном месте, пару функций реализовано несколько иначе. Но ведь, простите, если Вы переезжаете на новую квартиру, Вы вряд ли будете сокрушаться из-за того, что, например, булочная или рынок чуток по-другому выглядят и находятся, скажем, не справа, а слева от Вашего нового дома — главное, чтоб товар был качественным и по сходной цене.
    Выяснилось, что новичков чрезвычайно беспокоит мысль о том, что созданный в линуксовском офисе документ не смогут прочитать те, кому Вы их перешлёте по электронной почте. Не менее чрезвычайным было удивление опрашиваемых, когда они узнавали, что для открытого офиса это не проблема. И это действительно так: первым делом после установки «Libre Office» я стал открывать документы, созданные в платном пакете. Открывались они совершенно спокойно и, как говорится, без сюрпризов. Правда, были мною замечены и некоторые нюансы: в частности, таблицы в некоторых файлах «doc» имели несколько иной вид и их пришлось подправлять. Сохранить документ в этом формате также не составило труда. Ради эксперимента я направил несколько созданных «с нуля» в «LibreOffice» документов, сохранённых в «doc», знакомым по электронке и мне сообщили, что всё отлично открывается и читается в «Word». Однако, знаете, меня после пробных испытаний бесплатного офисного пакета это даже и не волновало — так он мне понравился: я уже заранее настроил себя на то, что в крайнем случае буду сохранять документы в формате «pdf», который весьма широко распространён и я не знаю человека, у которого на компьютере нет программы для открытия таких файлов.  Теперь я знаю, что к этой возможности прибегать нет необходимости. «LibreOffice», между прочим, конвертирует документы в «pdf» просто на ура. Кстати, документы в формате «docx» у меня в  «LibreOffice» тоже запросто открываются.
     Ещё исследование показало, что в «Linux» есть много непонятных слов, что тоже может отталкивать новичков. Мой скромный опыт подтверждает это лишь отчасти. Ведь этих слов, почему-то названных  Шарлин Пуарье в своём обзоре «жаргоном», не так уж и много, и, когда Вы уясните их смысл, они Вас вряд ли уже будут пугать. На этом сайте, между прочим, я, как новичок, не любящий никаких неясностей, стараюсь давать понятные толкования всем непонятным на первых порах словам. «Терминал», «ppa», «gnome», «ядро», «рабочая среда», «репозиторий» — вот эти «непонятные» слова я вспомнил навскидку. Ничего жаргонного в них не нахожу. И мне почему-то думается, что Вы тоже, узнав, что они означают, не найдёте в них ничего устрашающего. Если же говорить о тех словечках, которые употребляют профи от «Линукса», то нам с Вами, полагаю, они и не нужны: ведь совсем необязательно знать химическую формулу дольки мандарина, чтобы получить удовольствие от её поглощения.
     Также исследователи «Canonical» пишут, что у новичков возникают сложности с установкой «flash» для полноценной навигации по Интернету. Тут не могу ничего сказать, потому что после установки «Linux Mint 10» я вообще не сталкивался с такими проблемами и мне ничего не нужно было устанавливать для «flash» специально — об этом позаботились разработчики моего дистрибутива. В «Ubuntu» же, насколько мне известно, вопрос решается парой щелчков мыши.
     Скажу больше: у меня не было никаких проблем  и с воспроизведением медиа-файлов: «avi», «mpeg», «mp3» и иже с ними проигрываются в «Linux Mint 10» без проблем. И не только проигрываются — я могу редактировать и аудио, и видео при помощи программ «Audacity» (аудиоредактор — аналог «Sound Forge»), «Avidemux» (видеоредактор, похож на «Virtualdub»), «Openshot» (видеоредактор) и ряда подобных.
     Естественно, я могу просматривать на «Linux Mint» фото и картинки в разных форматах. Могу и обрабатывать изображения при помощи мощной программы «Gimp». «Фотомагазин», конечно же, хорошая штуковина — и цена у неё тоже «хорошая» — но только вот поработав «до того» изрядно в этом самом «Магазине», а затем поворчав немного на новый для меня «Gimp» за то, что тот не очень похож на своего платного коллегу и что кое-чего там работает непривычно, спустя некоторое время я сказал себе... Вы уже знаете что... Правильно:  «Зачем  платить за то, что я могу иметь совершенно бесплатно?» Результат-то ни чуть не хуже. А немного освоившись, спустя несколько месяцев работы в «Gimp», о «Фотомагазине» я уже и не вспоминал.
     Тут недавно мне пришлось сесть за «Окна». Сам себе удивляюсь — ведь проработал в этой ОС немало лет, — но обнаружил, что мне хочется поскорее вернуться в свою родную (!) «Linux Mint», на которую перешёл менее года назад. Ощущение было — как-то всё неудобно, неуклюже, непривычно. Понимаете? То, что показало исследование «Canonical» в отношении новичков в «Ubuntu», показало и моё собственное «исследование», но уже в отношении «Windows». Как сказал великий поэт, «Привычка свыше нам дана — замена счастию она».
     О чём это я? Да всё о том же: обе операционные системы несомненно созданы профессионалами  с большой буквы и людьми безусловно талантливыми, и та и другая система имеет свой круг пользователей и каждая из них имеет очень много преимуществ — не по сравнению с другой, а по своим реальным возможностям. И это прекрасно, что у нас с Вами есть выбор. А для меня ещё прекраснее то, что выбрав бесплатную операционную систему «Linux Mint» и активно в ней работая, я до сих пор ни разу не нашёл для себя ни одного повода возвращаться назад — к платной.  
     Да, ещё кое-что. Шарлин Пуарье пишет также о том, что пользователям-новичкам не всё понятно в установщике программ: например, невнятно изложены описания пакетов, неясно, где программы оказываются после установки. Кое-что об этом Вы уже можете прочитать на страницах этого журнала.

Комментариев нет: